Порядок проведения предрейсового медосмотра водителей

Порядок прохождения предрейсового медосмотра

Порядок проведения предрейсового медосмотра водителейОбновлено: 12.04.2017 13:32

Общие принципы прохождения медицинских осмотров водителями были приняты совместным решением Минздрава РФ и Минтранса РФ от 29 января 2002 г. Этим решением были утверждены Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств».

Впоследствии, 21 августа 2003 года Министерство Здравоохранения издало письмо № 2510/9468-03-32 «Методические рекомендации Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», в котором рекомендовало конкретные правила проведения предрейсовых медицинских осмотров. Согласно данным правилам, работодатель обязан выделить специальное помещение, куда для проведения медосмотра будут приходить водители перед началом каждой рабочей смены. Проводить подобные мероприятия имеют право только лица с медицинским образованием, обладающие соответствующим сертификатом. Явиться на медосмотр обязаны все водители, выходящие в рейс, безо всяких исключений. Уклонение от медицинских мероприятий без уважительных причин закон позволяет расценивать как нарушение трудовой дисциплины.

Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров определен приказом Министерства Здравоохранения России от 15 декабря 2014 года № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

Перед началом медицинского осмотра водителя медработник спрашивает его о самочувствии, длительности сна и отдыха, наличии жалоб на состояние здоровья. Затем он производит общий осмотр пациента, проверяет состояние кожи, слизистых, глазных зрачков. Особое внимание уделяется при этом артериальному давлению и пульсу.

Если водитель страдает артериальной гипертонией или гипотонией, медработник должен каждый раз сопоставлять свежие данные с характерными для этого водителями показателями давления и пульса. Наконец, после всех процедур, в специальный журнал заносится запись с результатами предрейсового осмотра.

Для допуска к работе необходимо, чтобы у водителя отсутствовали симптомы заболеваний, недосып, жалобы на состояние здоровья, признаки алкогольного или наркотического опьянения. Ко всему прочему у водителя не должно наблюдаться ухудшения общего состояния организма.

И только при соблюдении всех этих условий, медицинский сотрудник имеет право поставить в путевой лист водителя штамп, личную роспись и инициалы, подтверждая тем самым допуск в рейс.

Случается, что из за выявленных симптомов человек не может быть допущен к управлению автомобилем. Медперсонал вправе отстранить водителя от работы, если у него будет обнаружено:

  • Повышение или понижение артериального давления либо сердечного пульса, отклонение их показателей от характерных для водителя.
  • Повышение у водителя температуры тела выше 37 градусов,
  • Употребление водителем спиртосодержащих, психотропных либо наркотических веществ, токсикантов, нарушающих его функциональное состояние.
  • Наличие симптомов заболеваний, острые проявления хронических патологий.
  • Жалобы водителя на плохое самочувствие.
  • Головные, ушные, брюшные боли. Зубная боль.
  • Снижение остроты зрения, глазные заболевания, конъюнктивит.

Если у водителя будет зафиксирован хотя бы один из вышеперечисленных симптомов, он должен быть немедленно направлен к дежурному врачу в поликлинику. Бывает, что медицинский осмотр производится ночью или поздно вечером, когда медучреждения уже закрыты.

В таком случае, задача медперсонала — оказать пациенту первую помощь, порекомендовать обратиться в поликлинику на следующий день, либо вызвать врача на дом.

Отстраненному водителю выдается справка в произвольной форме, в которой подробно описываются выявленные проблемы со здоровьем, точное время предрейсового медосмотра и прочее.

Процедура отстранения водителя от работы заметно усложняется, если выясняется, что он употреблял спиртные напитки. Обнаружив признаки опьянения, медработник должен на месте произвести контроль трезвости, а затем направить обследуемого в медицинское учреждение для проведения дальнейшего освидетельствования на наличие алкоголя в крови.

При этом сотрудником, проводящим медосмотр, составляется специальный акт о том, что водитель находится на рабочем месте в пьяном виде. Водитель может отказаться проходить необходимые тесты на алкоголь, и заставить его насильно, естественно, невозможно.

  Тем не менее, подобный отказ позволяет официально считать, что водитель находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, со всеми вытекающими дисциплинарными последствиями.

Иное дело — наркотическое опьянение.

Без письменного согласия водителя на прохождение тестов, выявляющих наличие наркотиков в организме, освидетельствование производить нельзя, и даже если оно будет произведено, его результаты будут по закону считаться недействительными.

Работодателям следует заранее оговаривать подобное согласие в трудовом договоре с водителями. Туда же должны быть включены пункты, регламентирующие прохождение предрейсового медосмотра на конкретном автотранспортном предприятии.

В каждой организации существует такое понятие, как «группа риска». В нее входят водители, страдающие хроническими заболеваниями,  злоупотребляющие алкоголем, наркотическими и психоактивными веществами, а также люди, чей возраст превышает 55 лет. Таким пациентам, помимо всеобщего предрейсового, рекомендуется чаще проходить профилактические медосмотры в поликлиниках по месту жительства.

Источник: https://www.mosmedauto.ru/informatsiya/poryadok-prokhozhdeniya-medosmotra

Новый порядок проведения предрейсового медицинского осмотра водителей с 1 мая 2015 года

Как известно, уже довольно давно на всех уровнях обсуждался вопрос о введении обязательного медицинского обследования для водителей транспортных средств непосредственно перед выходом в рейс.

Подобная ситуация связана с большим числом дорожно-транспортных происшествий, причиной которых становилось неудовлетворительное здоровье водителя. Именно по этой причине введены пред- и послерейсовые обязательные медицинские осмотры, которые призваны обеспечить изменение в ситуации.

Медики станут проводить обследование водителей на предмет заболеваний, которые могут помешать их трудовой деятельности. В частности, в случае подозрения на алкогольное опьянение врач может обязать водителя транспортного средства сдать анализ мочи. Данные требования, изложенные в приказе Министерства здравоохранения РФ, вступают в силу с 1 мая 2015 года.

Надо сказать, что медицинскому осмотру отныне будут подвергаться не только наемные водители, но и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие принадлежащим им транспортом. При этом расходы на проведение медицинских осмотров будут возложены непосредственно на работодателя.

Обследование водителей будет осуществляться непосредственно перед началом трудового дня, когда врач при осмотре будет пытаться определить его физическое состояние, а также наличие острых заболеваний, которые могут оказать влияние на производительность и безопасность труда.

Кроме того, медики будут анализировать состояние водителя не только в плане его физического самочувствия, но и на предмет выявления следов наркотического, токсикологического или наркотического опьянения.

Аналогичным проверкам водители будут подвергаться и после завершения рейса. В особенности это касается водителей транспортных средств, задействованных на перевозке пассажиров или опасных грузов.

Единственным попущением, когда водитель может выйти на работу без прохождения медосвидетельствования, является работа экстренных служб, когда в случае неотложного вызова времени на проведение медосмотра попросту может не быть.

Порядок прохождения медосмотра довольно прост. Медицинский работник перед выездом проводит визуальный осмотр водителя, состояние его кожных и слизистых покровов, измеряет артериальное давление и пульс.

После этого с помощью индикатора врач проверяет водителя на алкоголь. Если после проверки подозрение остается, проверяющий медработник может заставить водителя сдать анализ мочи для проверки на наличие в ней психоактивных веществ.

При этом в путевой лист будет ставиться штамп о прохождении медосмотра, который вместе с подписью врача будет подтверждать, что водитель готов к работе.

Неоднозначное решение. Казалось бы, все правильно — должен быть контроль за водителями, от состояния которых зависит жизнь и здоровье других людей. Но при этом хорошо бы не перегибать палку.

Если для большого транспортного предприятия иметь кабинет и специалистов для проведения предрейсовых осмотров водителей вполне разумно, то для мелких фирм и индивидуальных предпринимателей — это нерентабельно.

Допустим, водитель А., как индивидуальный предприниматель без наемных сотрудников, оказывает транспортные услуги (грузовое или пассажирское такси), самостоятельно управляя своим транспортным средством.

В этом случае организовывать кабинет предрейсового осмотра и получать для этого дополнительную лицензию не имеет смысла.

Придется заключать соответствующий договор с лицензированным медучреждением на прохождение медосмотров, что влечет за собой дополнительные расходы.

Как для индивидуальных предпринимателей будет реализован порядок прохождения предрейсовых медосмотров на практике — покажет время.

Видео — требования к кабинету предрейсовых осмотров водителей:

Может заинтересовать:

Источник: http://voditeliauto.ru/novosti/novyj-poryadok-provedeniya-predrejsovogo-medicinskogo-osmotra-voditelej-s-1-maya-2015-goda.html

Предрейсовый медосмотр для водителей | новый закон 2018, проведение

Предрейсовый медосмотр водителей является обязательной процедурой, которая позволяет предотвратить развитие опасных ситуаций на дорогах. В статье расскажем подробно о порядке медосмотра водителей перед рейсом в 2018 году, а также разберем законодательные нормы, его устанавливающие.

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2018 году.

С 1 января 2018 года вступает в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ, который устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании с начала 2018 года телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью. 

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены п. 7-8 ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Предрейсовый медицинский осмотр водителей – законодательство 2018

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах (далее – ПМО) менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров».

внимание

Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2018 году.

Как установлено п. 9 «Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (далее – Порядок), все расходы по осуществлению медосмотра несет на себе наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

Помимо указанного Приказа № 835н, вопрос ПМО регулируется:

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О дорожном движении».

Положения в перечисленных нормативных актах в отношении ПМО совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров.

Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

Предрейсовый медосмотр водителей – порядок проведения

ПМО обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.

В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.

Одной из целей предрейсового медосмотра является недопущение к управлению ТС лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.

Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.

важно

Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в медицинском кабинете. Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред. 

Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:

• кушетка медицинская; • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф; • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.; • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.

; • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве: алкометры – 2 шт., экспресс-тесты на наркотики – 10 шт.; • столик для медицинского оборудования – 1 шт.; • шпатели медицинские – 10 шт.; • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.

;

• оборудованная комната для отбора биологических сред.

Минимальный список оснащения приведен в п. 4 ч. 2 Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Организация может пойти двумя путями:

  • привлечь в штат медработника;
  • заключить договор со специализированным медицинским учреждением, имеющем в обязательном порядке лицензию.

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей на предприятии

Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр.

Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов:

  • Организовать помещение для осмотров водителей.
  • Принять в штат медицинского специалиста.
  • Получить лицензию на ПМО.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/103393-qqq-17-m9-predreysovye-meditsinskie-osmotry-voditeley

Как организовать на предприятии предрейсовый медицинский осмотр водителей

Как организовать на предприятии предрейсовый медицинский осмотр водителей

В чем цель предрейсового осмотра водителей, как и когда его проводить?

Водитель автотранспортного средства — одна из самых распространенных профессий. И, независимо от того, на каком предприятии работает водитель и каким из типов автомобиля управляет, труд его считается опасным.

Во-первых, это неизбежные риски, связанные с , обусловленные ситуацией на дорогах. Во-вторых, это повышенные психологические и физические нагрузки.

В-третьих, это условия труда на рабочем месте и наличие таких вредных факторов, как:

повышенная концентрация угарного и других опасных газов в воздухе;

вибрация;

повышенный уровень шума;

иные факторы, обусловленные спецификой производственной деятельности.

Естественно, что к состоянию здоровья водителя, особенно профессионала, предъявляются повышенные требования.

Работодатель напрямую заинтересован в том, чтобы не только , здоровье которого отвечает установленным критериям, но и поддерживать хорошую физическую форму сотрудника.

Но в хорошей физической форме тех людей, кто управляет автотранспортом, заинтересованы все участники дорожного движения.

Скачайте документы по теме:

Поэтому предварительные, предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей медиками — требование, установленное на законодательном уровне.

Основные законы, которыми регламентируются обязательные медосмотры водителей — это:

статья 213 ТК РФ;

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ;

Приказ Минздрава РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» , далее — Приказ.

Мониторинг состояния здоровья водителей осуществляется при проведении периодических медосмотров, которые водители проходят в специализированных медицинских учреждениях с периодичностью один раз в два года. Основанием для периодических осмотров является договор, заключаемый работодателем с медицинской организацией, имеющей лицензию на такого рода деятельность.

Регулярные предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей проводятся перед и после окончания каждой рабочей смены. Такие осмотры проводятся с целью проверки готовности водителя выполнить свою трудовую функцию и убедиться, что его текущее физическое состояние соответствует норме.

Предрейсовый медосмотр водителей в 2017 году

Основное внимание при проведении медосмотра водителей перед рейсом уделяется выявлению заболеваний и состояний, которые могут стать препятствие для эффективного выполнения профессиональных обязанностей.

Обязательное прохождение предрейсового медосмотра водителей в 2017 году устанавливается и касается всех представителей этой профессии, заступающих на смену или отправляющихся в рейс.

Приказом такое условие устанавливается и в отношении индивидуальных предпринимателей, если они сами собираются сесть за руль с целью перевозки грузов или пассажиров.

Обязанность прохождения медосмотров должна быть оговорена и в .

Не являются исключением в этом случае и те водители, которые трудоустроены в службах экстренного оперативного реагирования — сотрудников МЧС, пожарников, водителей «Скорой помощи» и пр. Но они проходят осмотр только перед началом смены, а не перед каждым выездом в рейс.

Справка

Медицинский работник, проводящий , обязан отстранить его от управления транспортным средством в случае выявления следующих симптомов:

  1. инфекционное заболевание, выявленное в зачаточной или острой фазе;
  2. отравление любого вида и природы;
  3. обострение хронических или острых заболеваний, которые могут спровоцировать временную нетрудоспособность;
  4. частота пульса выше или ниже нормы, установленной для данного водителя по результатам предыдущих медосмотров;
  5. артериальное давление, превышающее установленную норму или ниже нее;
  6. алкогольное или наркотическое опьянение или же остаточные явления, имеющие такую природу;
  7. наличие воздействие лекарственных средств или иных веществ.

Водитель, у которого в ходе предрейсового медосмотра были выявлены признаки опьянения не только без оплаты вынужденного простоя, но и должен быть подвергнут дисциплинарному взысканию.

От обязательного медицинского освидетельствования после окончания смены большая часть водителей освобождена. Но те из них, которые заняты на перевозке опасных грузов или работают на общественном транспорте, обязаны показаться медикам и по окончании каждого рейса или смены. Порядок проведения послерейсовых медосмотров такой же, как и перед работой.

Кто проводит предрейсовый медосмотр водителей

Право на проведение медосмотров имеют специалисты со специальным медицинским образованием. Требования к уровню образования — высшее или среднее профессиональное. Обязанность по организации медосмотров и их оплате полностью возлагается на работодателя.

Специалисты, проводящие предрейсовые медицинские осмотры водителей предприятия, могут быть трудоустроены в этой организации или же работать на ее территории по договору.

Скачать договор об оказании услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей можно здесь.

У предприятия или у медицинской организации, предоставляющей своих сотрудников должна быть оформлена лицензия. Ею должно быть предусмотрено осуществление медицинской деятельности, в том числе, по выполнению работ по предрейсовым и послерейсовым осмотрам водителей.

На крупных автотранспортных предприятиях и механизированных колоннах, как правило, организованы собственные пункты медицинского освидетельствования, оснащенные всем необходимым оборудованием. Их сотрудники числятся в штате предприятий.

В этом случае работодателю следует самостоятельно разработать , который будет проводить освидетельствование работниковПример должностной инструкции медицинской сестры по проведению предрейсовых медосмотров можно скачать здесь.

Порядок проведения предрейсовых медосмотров водителей в 2017 году

Перед тем, как заступить на смену или отправиться в очередной рейс, водитель должен отправиться в специально выделенное помещение, где его осмотрит врач.

Задача врача, проводящего медосмотр водителей перед рейсом, определить, насколько состояние здоровья работника соответствует норме.

И, в том числе, выявить признаки вредного воздействия опасных производственных факторов на организм водителя.

При проведении осмотра медработник должен поинтересоваться у водителя, есть ли у того жалобы на состояние здоровья, провести визуальный осмотр, в том числе видимых слизистых и кожных покровов. Кроме этого проводятся измерения температуры тела, артериального давления и пульса.

В случае, когда при проведении предрейсового медосмотра водителя у врача возникнет подозрение на употребление работником алкоголя, медик имеет право провести всю необходимую диагностику, чтобы исключить допуск к работе человека, реакция которого неадекватна. Исследование на наличие в организме алкоголя проводятся с помощью всем известной «трубочки», которую используют и сотрудники ДПС.

Если результат такого исследования ничего не покажет, но подозрения у врача останутся, он может направить мочу водителя на дополнительное исследование с целью обнаружения в ней психоактивных веществ.

Результаты предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей фиксируются в . Обязанность по его оформлению и заполнению установлена пунктом 14 Приказа, этим же пунктом утверждена и его форма. Образец титульного листа Журнала проведения предрейсовых медицинских осмотров приведена ниже.

Образец заполнения Журнала представлен ниже.

Журнал может вестись как в бумажном, так и в электронном виде.

В том случае, когда этот документ оформлен на бумажном носителе, все его страницы должны быть прошнурованы, пронумерованы, прошиты и скреплены специальной бумажной наклейкой-пломбой, на которой проставляется подпись ответственного лица и заверяющая печать. Лицо, ответственное за ведение журнала, назначается приказом руководителя предприятия.

В том случае, когда в ходе прохождения предрейсового медосмотра водителей от кого-то из них поступят жалобы на состояние здоровья, врач должен выписать ему направление в медицинское учреждение для освидетельствования профильными специалистами. Водитель в таком случае не может быть допущен к управлению транспортным средством и должен быть освобожден от работы. Образец справки, освобождающей водителя от работы, представлен ниже.

Факт прохождения медосмотра фиксируется в . К обязательным реквизитам этого документа относятся фамилия, имя и отчество водителя, а также дата и точное время медицинского освидетельствования.

Ответственность медицинских работников, проводящих предрейсовый медосмотр водителей на предприятии

Сотрудники, проводящие медосмотр водителей, конечно, несут ответственность за допуск к работе больного работника или того, который находится в состоянии алкогольного опьянения. Эта ответственность оговаривается должностной инструкцией. Но административная ответственность в виде штрафа в таком случае устанавливается в соответствии со статьей 12.32 КоАП и в отношении:

должностного лица, назначенного приказом ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств — в сумме до 20000 рублей;

предприятия — в сумме до 100000 рублей;

индивидуального предпринимателя — в сумме до 100000 рублей.

Источник: https://www.kdelo.ru/art/384335-predreysovyy-meditsinskiy-osmotr-voditeley-17-m9

Предрейсовый и послерейсовый медосмотр водителей 2018 | договор, образец, порядок проведения

Проведение предрейсового и послерейсового медосмотра водителей зачастую вызывает трудности даже у экспертов. Узнайте, кто может проводить предрейсовый медосмотр, скачайте образец договора

Перед каждым выходом на смену водители должны пройти медосмотр. Именно врач выявляет серьезные болезни, состояние опьянения и оценивает допустимость субъекта к управлению средством повышенной опасности. Исключения закон делает только для служб экстренного реагирования (Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 г. No 835н). Время медосмотра включается в табель учета как рабочее.

Разумеется, проводить такую экспертизу имеет право только врач, имеющий необходимую квалификацию.

Здесь есть два варианта: либо он числится в медорганизации, которая работает с вашим предприятием по договору, либо у вас в штате.

В последнем случае необходимо оборудовать для работы врача кабинет площадью не менее 12 кв. м. Это должны быть 2 комнаты – одна для осмотров, а вторая для забора анализов.

Оборудование для такой работы тоже необходимо – хотя и не очень сложное. Это тонометры, градусники, стетофонендоскопы, прибор для определения паров спирта в дыхании (так называемая «трубочка») и экспресс-тесты на наркотики и алкоголь. Кроме того, ваша организация должна в обязательном порядке получить лицензию на проведение медосмотров.

Что именно должен сделать врач:

  1. Провести визуальный осмотр водителя.
  2. Спросить о состоянии здоровья.
  3. Осмотреть водителя на предмет видимых повреждений: ссадин, следов от инъекций, реакции зрачков на свет и т. д.
  4. Измерить температуру, давление, пульс.
  5. Провести тесты на алкоголь и наркотики.

Далее принимается решение о допуске или недопуске к работе, которое фиксируется в специальном журнале учета.

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1097714-17-m11-predreysovyy-meditsinskiy-osmotr-voditeley

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый медицинский осмотр водителей

Водители грузовых автомобилей и автобусов, а также другого транспорта — это особая категория работников. Их рабочее место — автомобиль, который, как известно, является источником повышенной опасности. Поэтому за руль нельзя садиться не только в нетрезвом виде, но и с проблемами со здоровьем.

Повышенное давление, головная боль, высокая температура могут быть губительными не только для самого водителя и его автомобиля, но и для многих людей вокруг. Поэтому все организации и индивидуальные предприятия, чья деятельность связана с автоперевозками, обязаны проводить регулярные медицинские осмотры водителей перед выездом в рейс.

Как сделать это правильно, пойдет речь в этой статье.

Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.

Работодатель обязан организовать его перед началом рабочего дня своих водителей (смены или рейса). Такой медицинский осмотр необходим для выявления признаков воздействия на организм работника вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.

К таким состояниям законодатели относят алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение, а также остаточные явления такого опьянения. Это значит, что даже после вчерашней выпивки садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни: от банальной простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний.

Выявить их признаки может человек, имеющий медицинское образование.

Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующиесейа транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом.

Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей

Источник: http://ppt.ru/forms/medosmotr/voditeley

Медосмотр водителей

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры

Обязательность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров  для водителей закреплена в ст. 23 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Порядок  проведения медосмотров водителей определялся Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденный приказом Минздрава России от 15.12.2014 года № 835н.

Этот порядок  распространяется на предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медосмотры. Категории работников, которые обязаны их проходить, не перечислены. В Порядке есть отсылка к ТК РФ и другим федеральным законам. Речь прежде всего идет о ст. 213 ТК РФ и статье 23 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.

Этот порядок  распространяются и на индивидуальных предпринимателей, если они управляют транспортным средством самостоятельно. В инструкции ничего не говорится о работниках, которые пользуются своим автомобилем в служебных целях. Очевидно, что им проходить медосмотры не нужно.

Цель предсменных, предрейсовых медосмотров

Целью медицинских осмотров заключается в выявлении признаков:

воздействия на работника вредных факторов;

состояния и заболевания, которые препятствуют выполнению работы;

алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

остаточных явлений опьянения…

В отличие от предсменного, предрейсового медосмотра – послесменный, послерейсовый имеет особую цель – выявить профзаболевание в острой форме. Это и понятно: после смены под воздействием вредного фактора болезнь может обостриться.

Предрейсовым медосмотрам подвергаются все работники, которые трудятся водителями в течение всего времени работы в этой должности. И это важно, ведь остальные сотрудники, даже если и управляли автомобилем в течение смены, осмотр не проходят. Также нет необходимости осматривать водителей экстренных оперативных служб.

А вот послерейсовый медосмотр водители проходят в течение всего времени работы, если они занимаются перевозкой пассажиров или опасных грузов. Это требование распространяется не только на сотрудников автобусных и троллейбусных парков. Послерейсовый медосмотр необходим, если водитель перевозит только работников своей организации.

Кто вправе проводить медосмотры

Проводить медосмотры вправе:

медработники с высшим или средним профобразованием;

медицинская организация;

организация, занимающаяся медицинской деятельностью;

медработник, состоящий в штате организации.

Если у работодателя в штате есть медработник, то организация должна иметь лицензию на проведение такого рода медосмотров. Не нужна лицензия только организациям, входящим в частную систему здравоохранения, которые ведут медицинскую деятельность.

Обязанность по организации медосмотров возложена на работодателей. В новом Порядке  подробно расписан объем мероприятий, проводимых при медосмотрах. Слово «анамнез» заменили более понятной для непрофессионалов фразой – «сбор жалоб».

В дополнение к обязательным раньше измерению температуры, давления и определению пульса добавился визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов.

Хотя и прежде грамотный медработник выполнял все, что указано в перечисленных пунктах, Минздрав России решил, что уточнение не помешает.

 Если раньше речь шла только о реакции на алкоголь в выдыхаемом воздухе, теперь нужно выявлять признаки наркотического, токсического опьянения, а также остаточных явлений. То есть водитель, пришедший с признаками похмелья, не может быть допущен в рейс.

Визуальным определением признаков опьянения дело не ограничивается. Проводится инструментальное исследование: определение количества алкоголя в выдыхаемом воздухе и психоактивных веществ в моче.

При этом исследование мочи проводится только в случае, если есть визуальные признаки опьянения, но следов алкоголя в воздухе нет.

Как это правильно делать, рассказано в приказе Минздравсоцразвития России от 27 января 2006 г. № 40.

При отклонении от нормы давления и величины пульса проводится повторное измерение через 20 минут, а затем еще одно с таким же интервалом.

По окончании осмотра медработник дает заключение о том, выявлены ли признаки воздействия вредных факторов, в том числе опьянения, или нет. Признаки должны быть описаны.

Если обследование проводил медработник со средним образованием, то, выявив признаки нарушения здоровья, не позволяющие допустить осматриваемого к работе, он должен направить работника в медучреждение. Только там составят медзаключение по результатам медосмотра и окажут медицинскую помощь, если она необходима.

Медработник с высшим образованием самостоятельно принимает решение об оформлении заключения о наличии или отсутствии признаков, мешающих работе.

Сведения о результатах медосмотра заносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медосмотров. Информация, которую нужно внести, указана в пункте 14 Порядка.

Журналы можно вести как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В первом случае они должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью работодателя (вспомним, что теперь юридические лица не обязаны иметь печать). Если Журнал электронный, внесенные в него сведения скрепляются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если работник не имеет противопоказаний по результатам медосмотра, медработник ставит в путевом листе штамп с надписью: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». Ранее надпись была короче: «Допущен к рейсу». Медработник заверяет штамп своей подписью.

Если после рейса не выявлено признаков болезни и опьянения, медработник ставит в путевом листе штамп: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» и свою подпись. Ранее эта процедура не регламентировалась.

Результаты медосмотра, как и прежде, медработник доводит до работодателя. Способ информирования не установлен.

Если на медосмотре у работника выявлены признаки заболевания, ему выдается справка, с которой он идет в медучреждение. Выданные справки учитываются только медицинскими организациями.

Источник: http://pershickow.ru/medosmotr-voditelej.

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Предрейсовый медицинский осмотр водителей осуществляется для предотвращения происшествий по причине состояния здоровья лиц, перевозящих людей и грузы. Рассмотрим соответствующие нормативные документы.

Законодательство о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей

Есть ли нововведения в 2017 году?

Предрейсовый медосмотр — новый закон для водителей

Как создать свое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей?

Законодательство о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей

Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей определяется рядом распорядительных и разъяснительных документов, в число которых входят документы Минздрава РФ:

  • приказ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмо от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказ от 29.09.1989 № 555 (еще СССР).

Помимо них, существует ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Для записей результатов медицинских осмотров создается специальный регистрационный журнал на бланке, утвержденном в 555-м приказе, т. е. он был принят еще в СССР и остался действующим поныне.

Есть ли нововведения в 2017 году?

Последний по времени документ из регулирующих данную сферу, — 835-й приказ Минздрава РФ. Он вступил в силу 01.05.2015. На текущий момент никаких дополнительных нововведений нет, и положения всех документов, перечисленных в предыдущем разделе статьи, действительны.

Приказом № 835 определено, что кроме предрейсового осмотра водителей могут проводиться обследования состояния здоровья водителя перед сменами и после них, а также после окончания рейсов. Особенности осмотров таковы:

  • Проведение предрейсовых медосмотров водителей осуществляется для всех категорий водителей, кроме тех, кто задействован на транспорте, принадлежащем экстренным службам (для них осмотр проводится перед сменами).
  • Послерейсовый осмотр должны проходить водители, перевозящие пассажиров и грузы, представляющие опасность для окружающих.
  • И до, и после рейсов осматриваются индивидуальные предприниматели, которые сами являются водителями грузовых и пассажирских транспортных средств.

Предрейсовый медосмотр — новый закон для водителей

Согласно 835-му приказу предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • Проводятся непосредственно перед началом смены. Преследуется цель обнаружить вредные или опасные факторы, проверить, насколько здоров водитель и не имеются ли препятствия для исполнения им трудовых обязанностей.
  • Оплачиваются из бюджета предприятия и им же должны быть организованы.
  • Осуществляются медицинскими специалистами соответствующей квалификации. Предприятие, если позволят финансы, может иметь в штате своего медработника, который будет проводить осмотры, но возможно и заключение договора с медицинским учреждением на оказание такого рода услуг.

Процедура предрейсовых медицинских осмотров водителей должна быть такой:

  • рассматриваются жалобы водителя на здоровье;
  • измеряется температура тела, артериальное давление, пульс;
  • выявляются признаки, характерные для алкогольного опьянения;
  • измеряется процент алкоголя в крови водителя;
  • определяется, принимал ли водитель психотропные или наркотические вещества.

Результатом осмотра становится заключение медицинского специалиста. Оно может быть:

  • положительным, констатирующим, что факторов, которые бы не позволили бы качественно выполнять трудовые обязанности, не обнаружено и водителю по медицинским показателям предоставлен допуск к работе;
  • отрицательным — тогда приводится информация о наличии факторов, не позволяющих выполнять трудовые функции, и допуск к управлению автотранспортом не предоставляется.

При любом исходе осмотра о его результатах должен быть извещен наниматель. Если водитель не может продолжать работу по болезни, медицинский специалист, проводивший осмотр, выписывает направление в медучреждение.

Как создать свое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей?

В случае если в штате предприятия трудится много водителей, рекомендуется создать свой внутренний регламент предрейсовых медицинских осмотров водителей. Ориентироваться при создании этого документа можно на письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, где в приложении № 2 приводится типовая форма.

В положении следует указать:

  • как организовать медосмотр перед рейсами;
  • в чем заключается сам медосмотр (с перечнем обследований);
  • как проводятся процедуры, входящие в осмотр;
  • каковы критерии допуска водителей к исполнению трудовых функций;
  • каковы обязанности медицинских учреждений, проводящих осмотры.

На предприятиях, в соответствии с нормативными документами, должны проводиться медосмотры перед выходом в рейс водителей. При этом следует руководствоваться действующей законодательной базой.

Источник: https://buhnk.ru/zarplata-i-kadry/provedenie-predrejsovogo-meditsinskogo-osmotra-voditelej/

Ссылка на основную публикацию