Госдума приняла закон о натуральных выплатах в ОСАГО
МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, устанавливающий основную форму возмещения по ОСАГО в виде ремонта автомобиля вместо денежной выплаты. Нормы закона коснутся только физических лиц.
Закон должен вступить в силу через 30 дней после официального опубликования и действовать только в отношении новых договоров ОСАГО. Согласно тексту документа, выплата по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины.
Принятый нижней палатой парламента закон предусматривает, что денежные средства можно будет получить лишь в исключительных случаях — это полная гибель автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. руб.
), если потерпевший не согласен доплатить. Кроме того, выплата будет денежной в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Претендовать на денежную выплату также могут инвалиды.
Выплата может быть в деньгах и на основании договоренности потерпевшего со страховщиком.
Кроме того, автовладелец сможет потребовать деньги, если страховая компания не может организовать ремонт в сервисе, соответствующем всем требованиям, которые закон предъявляет к возмещению «в натуре».
«Комитет доработал законопроект таким образом, чтобы максимально защитить интересы российских автолюбителей и в то же время решить проблему, которая озвучивалась при рассмотрении законопроекта в первом чтении, касающуюся деятельности недобросовестных так называемых автоюристов, — прокомментировал законодательную инициативу председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Требования к ремонту
В соответствии с положениями закона, ремонт по ОСАГО нужно будет делать только с помощью новых запчастей, если только сам автовладелец не согласится на бывшие в употреблении или восстановленные детали. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Автосервис должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего.
Предполагается, что станцию ремонта будет выбирать потерпевший, но из предложенного страховщиком списка его партнеров. Закон оставляет автовладельцу возможность отремонтировать машину на станции, с которой у страховщика нет договора, но только по письменному согласованию со страховой компанией.
Для машин в возрасте до двух лет, которые находятся на гарантии, страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера. Если подходящей станции в списке партнеров страховой компании нет, а на другую мастерскую автовладелец не согласится, то выплата также будет в деньгах.
Гарантия на ремонт составит шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев. Ответственность за ремонт будет нести страховая компания. Если на страховщика будет поступать много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право компании на натуральное возмещение, и страховщик будет рассчитываться с потерпевшим в деньгах.
По новым правилам, при натуральной выплате в ОСАГО потерпевшему не придется доплачивать за износ запчастей (замену старых деталей на новые). При денежном возмещении разница в стоимости новой и бывшей в употреблении детали (износ), так же, как и сейчас, будет вычитаться из выплаты.
Закон также предусматривает распространение системы прямого возмещения убытков (ПВУ) на коллективные столкновения (более двух машин). ПВУ означает, что потерпевший по ОСАГО обращается за выплатой к своему страховщику, а не к страховщику виновника, а затем страховые компании рассчитываются между собой.
Компромиссный вариант закона
Текста закона существенно отличается от первоначальной версии документа. Детали реформы ОСАГО вызвали бурную дискуссию депутатов, представителей ЦБ, правительства, страхового рынка и экспертного сообщества.
Первоначальный законопроект, внесенный депутатом от «Справедливой России» Михаилом Емельяновым, подразумевал, что выбирать способ возмещения по ОСАГО (ремонт или деньги) будет страховщик, а не автовладелец, как сейчас. Ко второму чтению депутаты и эксперты пришли к конструкции, что ремонт будет делаться по умолчанию, за исключением ряда оговоренных случаев.
Кроме того, в доработанной версии реформы расширились требования к организации ремонта, в частности, появился пункт о новых деталях и было уточнено допустимое расстояние до автосервиса (по предыдущей версии оно могло доходить до 200 км).
Отдельную дискуссию вызвали сроки вступления закона в силу.
Первоначально профильный комитет Госдумы на заседании 21 февраля одобрил поправки ко второму чтению, в соответствии с которыми предполагалось, что в некоторых регионах закон будет иметь обратную силу и распространится на все полисы ОСАГО, в том числе и на приобретенные до его принятия. Однако на заседании комитета 9 марта норма об обратной силе была отменена — закон будет действовать только для новых договоров.
Это очень важно для того, чтобы сами страховщики, станции техобслуживания, Центральный банк могли плавно перейти к новой форме возмещения ущерба, пояснял ранее журналистам председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Главная цель реформы ОСАГО — преодолеть спровоцированную недобросовестными автоюристами убыточность «автогражданки» в ряде регионов, которая привела к недоступности обязательных полисов.
Источник: http://tass.ru/ekonomika/4104033
Закон о натуральном возмещении по ОСАГО
Автолюбители Российской Федерации пытаются разобраться в условиях нового законодательства и понять, что же принесет им натуральное возмещение по ОСАГО, введенное вместо денежной компенсации.
Что это такое
Изменение условий страхования заключается в том, что владельцам легковых автомобилей, пострадавшим в ДТП, вместо денежной выплаты будет предлагаться натуральная форма возмещения в виде ремонта поврежденного авто.
Создан данный законопроект по инициативе автостраховщиков, которые в последние годы несут значительные убытки вместо ожидаемой прибыли. Сами инициаторы объясняют печальные результаты своей деятельности активностью возникшей группы автоюристов, которые через суд взыскивают значительные суммы с органов страхования.
В новом законодательстве приоритет отдан уходу от денежного возмещения, т.е. теперь заявитель в качестве компенсации получает направление на ремонт в одну из автомастерских, где и получает услуги в пределах суммы страхового возмещения.
Страховщики получают выгоду в том, что не будут оплачивать завышенные требования пострадавших или посредников в лице автоюристов.
Для пострадавших выгода в том, что они получают оплаченный за счет страховки ремонт, сроки которого ограничены 30 днями, а не будут отстаивать свои интересы, добиваясь адекватной суммы возмещения.
Автолюбителям обещаны еще несколько плюсов:
- экспертиза и оценка понесенного ущерба будет производиться без учета износа автомобиля;
- выбор СТО делает сам пострадавший из предложенного списка или предлагает свой вариант;
- возмещение будет производиться не только при столкновении двух или нескольких автомобилей, но и при других видах аварий;
- в перечне мастерских должны обязательно быть сервисы, имеющие право осуществлять ремонт машин, находящихся на гарантии.
Насколько все это оправдается на практике, покажет уже первый год действия закона.
Как получить денежное возмещение
Существует определенный перечень случаев, когда пострадавший или виновник аварии может получить денежное возмещение.
В денежном выражении компенсация выдается:
- при невозможности восстановить автомобиль, т.е. при его максимальном повреждении;
- если водитель в результате аварии погиб или получил тяжелые травмы;
- инвалидам первой и второй категории .
Поправки к первому варианту закона также предусмотрели еще две возможности получить страховую компенсацию деньгами:
- стоимость ремонта превышает максимальную сумму возможной компенсации, установленную в настоящее время;
- страховая организация не может организовать ремонт на той станции, которая ей предлагалась и была выбрана страхователем.
Требования к сервисам и страховщикам
В законе предусмотрен ряд требований к страховым организациям и автосервисам, которые они должны выполнять, если собираются работать в рамках законодательства.
Страховщики обязаны
- предлагать мастерские, удаленные не более чем на 50 км от места совершения ДТП или адреса, где проживает пострадавшее лицо;
- если такой мастерской предложить не получается, и заявитель согласен на более удаленный вариант, то страховая компания обязана оплатить транспортировку поврежденного авто в мастерскую;
- выплачивать пени пострадавшему за каждый день просрочки, так как предельные сроки ремонта составляют 30 дней. Сумма ежедневной пени составляет полпроцента от общего размера возмещения.
Также страховые организации теоретически обязаны контролировать качество ремонтных работ и исключать из своих списков недобросовестные сервисы, так как вся ответственность за результаты ложится на них, а не на ремонтников.
Процедура ответственности заключается не только в выплате компенсации. При появлении многочисленных жалоб страховая организация может на один год лишиться права на натуральные возмещения, и будет обязана производить денежные выплаты.
Данное решение к страховым организациям должен принимать Центробанк.
Закон с последними изменениями выдвигает целый ряд требований и условий к автосервисам, которые будут заниматься ремонтом с оплатой работ от страховых организаций.
Все эти требования нацелены на защиту интересов заказчиков:
- во время ремонтных работ запрещено использовать детали, бывшие в употреблении, т.е. при сильном повреждении больше всего выигрывают владельцы старых автомобилей;
- на каждую отремонтированную единицу техники ремонтники обязаны предоставлять гарантию на полгода или год в зависимости от операции;
- ремонт должен производиться в течение 30 дней, несмотря на уровень его сложности и состояние с наличием деталей.
С одной стороны, наличие договора со страховой организацией обеспечивает автомастерскую постоянной работой, а с другой стороны переводит всю ее деятельность на безналичный расчет, к чему готовы не все, привыкшие работать за наличку, предприниматели.
Когда можно отказаться от сервиса
Натуральное возмещение с 28 апреля становится преобладающим вариантом обеспечения страхового полиса, но закон оставляет заказчиками возможность отказаться от этого навязанного сервиса и получить денежную компенсацию.
Кроме ранее перечисленных вариантов обязательной выплаты страховки в денежной форме, страхователь может отказаться от ремонта в следующих случаях:
- страховая организация не может предоставить ему СТО, способное выполнить ремонт в установленном законом порядке ( с соблюдением сроков, качества и сохранением страховки);
- достигнута письменная договоренность между клиентом и страховой организацией об отказе от натурального возмещения.
Второй вариант не выгоден для владельцев не новой техники, так как при начислении и выплате компенсации учитывается износ автомобиля, и сумма страхового возмещения значительно уменьшается. При направлении на ремонт износ автомобиля не учитывается.
Изменение тарифов на ОСАГО
Ожидаемое изменение тарифов на ОСАГО в текущем году не произошло, но в прессе и в около законодательных кругах муссируются идеи о будущей либерализации тарифов, т.е. страховые организации получат право изменять тарифы по своему усмотрению.
Видео: Новые правила получения компенсации ущерба по ОСАГО
Источник: http://pddgarazh.ru/straxovanie/naturalnoye-vozmeshcheniye-po-osago.html
В марте выплаты по осаго уже заменят ремонтом
Центральный банк заинтересован в том, чтобы при наступлении страхового случая автовладелец вместо денежной компенсации получал ремонт машины по ОСАГО. Не исключено, что нововведения вступят в силу уже в марте 2017 года.
Обновление новостей:
- от 9 марта
- от 15 марта
- от 17 марта
- от 28 марта
- Недоремонт или недовыплаты
ОСАГО: ремонт вместо выплат
На протяжении долгого времени возможно было получить по ОСАГО выплату или ремонт по желанию владельца транспортного средства.
Но скоро необходимость выбора отпадет, поскольку для большинства собственников машин денежная компенсация окажется недоступна.
Правда, как заверяет регулятор, выплаты продолжат осуществляться в населенных пунктах, где СТО для проведения ремонтных работ отсутствуют.
ЦБ признает, что в настоящий момент закон, принятый в первом чтении в декабре, требует доработки: предлагается увеличить период гарантии на проведенные работы до 4 месяцев и уменьшить максимальное расстояние до ближайшего пункта СТО до 50 км. Очередное рассмотрение документа запланировано на январь 2017 года.
Представители Центрального банка намерены добиться ремонта автомобилей только на СТО, получивших одобрение завода-изготовителя.
Потребителю будет предоставлено право выбора СТО, а вот гарантировать качество работ и сроки их выполнения обяжут страховщика: компаниям, которые не будут соответствовать требованиям, регулятор грозит запретить проводить ремонт по ОСАГО.
Выплата сохранится и в случаях, если авто не подлежит восстановлению, либо стоимость ремонта превышает 400 тысяч рублей. Кроме того, собственник транспортного средства получит «живые» деньги, если СТО не в состоянии провести требуемые работы. Получить наличные также смогут родственники автовладельца, погибшего в ДТП, либо при причинении тяжкого вреда здоровью.
В ближайшее время в законе об ОСАГО может появиться дополнение: страховщиков хотят обязать нести ответственность за некачественно выполненный ремонт по ОСАГО.
Как сообщил Анатолий Аксаков, сейчас ведутся обсуждения повышения штрафов за просрочку ремонтных работ или их недобросовестное исполнение. Не исключено, что размер штрафа будет увеличен в 10 раз.
Закон, рассматриваемый в парламенте, гласит, что если наступил страховой случай, отремонтировать транспортное средство СТО обязана в течение 35 дней. Ответственность за соблюдение сроков и качество ремонта станет нести страховщик.
За ремонт, который был сделан неудовлетворительно, предусмотрена компенсация: сейчас автовладелец, имеющий страховой полис, может потребовать от 30 до 60 дней за каждый день просрочки, но, если изменения будут одобрены, штраф может увеличить до 600 рублей за каждый лишний день, что авто провело в сервисе.
В РСА комментируют, что собственник машины, считающий, что недостатки транспортного средства, возникшие в результате аварии, не были устранены, вправе оформить претензию с привлечением экспертов. Однако в организации уверены, что значительное повышение штрафов нецелесообразно.
В 2017 закон вступит только в самых проблемных регионах
Разговоры о том, что выплаты по ОСАГО будут заменены ремонтом, ведутся давно. В декабре 2016 года законопроект был принят в первом чтении, однако депутаты решили отложить запуск нововведения до устранения всех недоработок, в которых документ явно нуждался.
Во время второго чтения было принято решение в 2017 году ввести обязательную замену выплат ремонтом только в самых проблемных российских регионах, на оставшейся части страны закон начнет действовать с 1 января 2018 года.
Примерно в трети российских регионов страховщики терпят убытки, вызванные деятельностью автоюристов, взыскивающих через суд со страховых компаний завышенные суммы: именно здесь и будет в первую очередь установлен приоритет ремонта над денежной компенсацией.
По мнению Банка России, в сложившейся ситуации именно поэтапное внедрение изменений является самым лучшим вариантом.
Сейчас у автовладельцев пока еще есть выбор: ремонт или деньги, причем абсолютное большинство собственников транспортных средств выбирают второй вариант.
Важное нововведение после рассмотрения документа профильным комитетом — сервису запрещено пользоваться подержанными или восстановленными запчастями при ремонте машины. Таким образом, износ учитываться не будет. Гарантийные сроки на слесарные работы составляют 6 месяцев, на кузовные и лакокрасочные — 12 месяцев.
Отмечается, что теперь начатые страховщиками изменения способны привести к совершенно другим последствиям — реформы могут оказаться невыгодными и неэффективными для борьбы с автоюристами. Причиной тому может стать поэтапное введение компенсации ремонтом — недобросовестные юристы будут перемещаться в те регионы, где действует прежняя схема.
Новости от 9 марта 2017
Закон о замене денежных компенсаций по ОСАГО ремонтом продолжает обрастать дополнениями. В начале марта 2017 года было одобрено очередное нововведение: натуральное возмещение по ОСАГО будет распространяться на новые договора, а сам законопроект вступит в силу спустя 30 дней после момента его официальной публикации.
Ранее говорилось, что закон станет распространяться и на уже заключенные договора в ряде регионов, где убыточность «автогражданки» достигла максимальных значений.
Как заявил Анатолий Аксаков, председатель комитета по финансовым рынкам, в ходе обсуждения возникли споры, касающиеся равенства территорий, поэтому и было принято решение распространить действие закона только на новые договора без исключений и оговорок.
Но Владимир Чистюхин, заместитель председателя ЦБ, не отрицает, что в некоторых регионах (особенно в первый год действия закона) будут отсутствовать точки для проведения ремонтных работ, поэтому там граждане по-прежнему смогут получать денежные выплаты.
Новости от 15 марта 2017
После длительных обсуждений и многочисленных корректировок закон о замене денежных компенсаций по ОСАГО ремонтом был принят во втором чтении Госдумой.
Тем не менее возможность получить деньги будет сохранена в следующих случаях:
- серьезные повреждения транспортного средства, для устранения которых потребуется сумма, превышающая 400000 рублей (конечно, если владелец машины откажется доплачивать);
- смерть пострадавшего;
- по договоренности со страховой компанией.
Закон обязывает компании, осуществляющие ремонт, проводить работы только с использованием новых запчастей (применение б/у деталей разрешается с письменного согласия собственника авто).
При этом владелец машины сможет выбрать компанию из списка, предложенного страховщиком (сервис должен находиться на расстоянии, не превышающем 50 км от места аварии или прописки потерпевшей стороны). Срок проведения ремонта не должен превышать 30 календарных дней.
Если на страховую компанию будет зафиксировано большое количество жалоб, связанных с организацией и проведением ремонта, Банк России оставляет за собой право обязать её компенсировать убытки пострадавшим деньгами.
Принятая во втором чтении версия закона довольно сильно отличается от предложенной ранее: в первой редакции отсутствовало требование об обязательном использовании новых деталей, способ возмещения выбирала страховая компания, а сервис мог находиться на расстоянии до 200 км.
Новости от 17 марта 2017
Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, устанавливающий основную форму возмещения по ОСАГО в виде ремонта автомобиля вместо денежной выплаты. Нормы закона коснутся только физических лиц.
Главная цель реформы ОСАГО — преодолеть спровоцированную недобросовестными автоюристами убыточность «автогражданки» в ряде регионов, которая привела к недоступности обязательных полисов.
Новости от 28 марта 2017
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о натуральных выплатах в ОСАГО. Закон опубликован сегодня на официальном портале правовой информации, а его вступление в силу ожидается через 30 дней, то есть 27 апреля.
Коротко о новом законе:
- Выплата по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины;
- Ремонт по ОСАГО нужно будет делать только с помощью новых запчастей, если только сам автовладелец не согласится на б/у запчасти;
- Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней;
- Автосервис должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего;
- Страховщик даст выбор клиенту СТО из свое списка;
- Ремонт машины в другой точке возможен только по договоренности со страховой;
- Ремонт у официального дилера предусмотрен для машин в возрасте до двух лет и которые находятся на гарантии;
- Гарантия на ремонт составит 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — один год.
Случаи в которых компенсация будет в денежной форме:
- Автомобиль не подлежит восстановлению;
- Превышении стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тысяч рублей);
- Гибель потерпевшего в ДТП или причинение тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью;
- Автовладельцы-инвалиды.
Новые правила будут действовать для новых договоров ОСАГО, заключенных после вступления закона в силу, то есть после 27 апреля 2017 года.
Видео: недоремонт или недовыплаты
Источник: http://moj-vnedorozhnik.ru/avto-novosti/v-marte-vyplaty-po-osago-uzhe-zamenyat-remontom
Госдума приняла закон о натуральных выплатах в ОСАГО
Госдума окончательно приняла закон, предусматривающий приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО. Поправки, внесенные депутатом от «Справедливой России» Михаилом Емельяновым, устанавливают приоритет ремонта поврежденного автомобиля над возмещением вреда в денежной форме. Они написаны для легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в РФ.
Главная цель реформы ОСАГО — преодолеть спровоцированную недобросовестными автоюристами убыточность «автогражданки» в ряде регионов, которая привела к недоступности обязательных полисов.
Приоритет натурального возмещения вреда по ОСАГО будет действовать только в отношении вновь заключенных договоров.
ВС: За подлинность полиса ОСАГО должна отвечать страховая компания
Первоначальный законопроект, внесенный Емельяновым, подразумевал, что выбирать способ возмещения по ОСАГО (ремонт или деньги) будет страховщик, а не автовладелец, как сейчас. Ко второму чтению депутаты и эксперты пришли к конструкции, что ремонт будет делаться по умолчанию, за исключением ряда оговоренных случаев.
В законе прописаны условия, при которых по «автогражданке «выплачиваются именно деньги. Это причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей). Кроме того, денежное возмещение будет выплачиваться инвалидам 1 и 2 группы.
В том случае, если страховщик не может организовать ремонт в автомастерских, соответствующих правилам обязательного страхования, то собственник автомобиля также сможет потребовать возместить ему стоимость починки машины деньгами.
В доработанной версии реформы расширились требования к организации ремонта, в частности, появился пункт о новых деталях и было уточнено допустимое расстояние до автосервиса (по предыдущей версии оно могло доходить до 200 км).
Штрафы за непроданные е-полисы ОСАГО составят до 200 тысяч рублей
Каким критериям должна соответствовать станция техобслуживания (СТО)? Она должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства гражданина.
Исключение — случаи, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта.
Гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного ТС составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.
В законе прописано и то, и как будет осуществляться ремонт при наступлении страхового случая. Он может происходить на станции из реестра страховщика, либо на выбранной гражданином станции после ее согласования со страховой компанией.
При ремонте должны использоваться только новые детали, если страхователь не дал своего согласия на использование б/у деталей. Потерпевший может внести доплату за проведение восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, если стоимость ремонта превышает страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения по «европротоколу».
Размер доплаты определяется страховщиком и указывается в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.
Максимальный срок ремонта составляет не более 30 рабочих дней со дня предоставления автомобиля на СТО.
При нарушении этих сроков страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку в размере 0,5% суммы страхового возмещения.
Также в поправках установлено право ЦБ при неоднократном нарушении страховщиком обязательств по восстановительному ремонту запретить страховой компании осуществлять натуральное возмещение на срок до одного года.
По мнению главы комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова («Справедливая Россия»), законопроект улучшает защиту автолюбителей по многим позициям и решает проблему недобросовестных автоюристов, которые зарабатывают на недобросовестных схемах и автоподставах.
Детали реформы ОСАГО вызвали бурную дискуссию депутатов, представителей ЦБ, правительства, страхового рынка и экспертного сообщества. Кроме того, отдельную дискуссию вызвали сроки вступления закона в силу.
В ЛДПР в ходе рассмотрения поправок в третьем чтении предсказали, что тарифы ОСАГО теперь могут повыситься.
Источник: https://rg.ru/2017/03/17/gosduma-priniala-zakon-o-naturalnyh-vyplatah-v-osago.html
Натуральное возмещение по ОСАГО
Закон о натуральном ОСАГО (Федеральный закон № 49-ФЗ) принят госдумой и подписан президентом 28 марта 2017. Приоритет натурального возмещения ущерба по ОСАГО действует в России с 28 апреля 2017 года.
Замена денежной выплаты ремонтом касается только физических лиц — владельцев легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ.
Что означает натуральное возмещение ущерба
Для автолюбителей введение натурального возмещения значит, что с мая 2017 года страховая компания после осмотра (независимой экспертизы) автомобиля не будет осуществлять страховую выплату потерпевшему деньгами, а будет выдавать направление на ремонт на станцию технического обслуживания (СТО) с которой у неё заключён договор.
Рассчитывать на ремонт по ОСАГО вместо выплат могут только собственники легковых автомобилей (категории В) при одновременном соблюдении следующих условий:
- автомобиль принадлежит физическому лицу и зарегистрирован на территории России;
- ДТП произошло после 28.04.2017;
- договор ОСАГО виновника заключён после 28 апреля 2017 года;
- у страховой компании есть договор со станцией технического обслуживания, удовлетворяющей всем требованиям, указанным в законе.
Дата заключения договора ОСАГО потерпевшим не имеет значения, даже при обращении потерпевшего за выплатой в свою страховую компанию.
Когда можно выбрать деньги вместо ремонта
Закон «Об ОСАГО» предусматривает исключения, когда выплаты потерпевшему могут быть осуществлены деньгами:
- при полной гибели автомобиля (под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт автомобиля невозможен либо стоимость ремонта, на дату наступления страхового случая, равна или превышает стоимость имущества);
- в случае смерти потерпевшего;
- при причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, и он изъявил желание получить выплату деньгами;
- если потерпевший является инвалидом (под инвалидами здесь понимаются лица, владеющие транспортными средствами в соответствии с медицинскими показаниями);
- если стоимость восстановительного ремонта повреждённого автомобиля превышает лимиты, установленные ФЗ «Об ОСАГО»;
- если СТО страховщика не удовлетворяет предъявляемым законом требованиям;
- в иных случаях, когда потерпевший и страховая компания договорились о выплатах в денежной форме и составили письменное соглашение.
Натуральное возмещение по ОСАГО также не касается юридических лиц, мотоциклистов и других автолюбителей, транспортные средства которых не подпадают под критерии, установленные законом.
Законом установлены требования к станциям технического обслуживания, на которые страховая компания направляет потерпевших по ОСАГО:
- СТО должна находиться не далее 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего;
- автомобили возрастом до 2 лет, находящиеся на гарантии, должны ремонтироваться у официального дилера;
- срок восстановительного ремонта не должен превышать 30 рабочих дней с момента постановки авто на СТО;
- использование б/у деталей без согласования с потерпевшим не допускается;
- гарантия на ремонт должна быть не меньше 6 месяцев, а на кузовной ремонт и покраску — не меньше 12 месяцев.
Информация о СТО, с которыми у страховой компании заключены договора, должна быть размещена на официальном сайте страховой компании.
Ответственность страховой
Ответственность за сроки и качество восстановительного ремонта автомобиля несёт страховая компания. Обязательства страховой считаются выполненными с момента получения потерпевшим своего автомобиля.
Страховая компания обязана выплатить потерпевшему пени в размере:
- 1% за каждый день просрочки выдачи направления на ремонт;
- 0,5% за каждый день просрочки срока восстановительного ремонта;
- 0,05% за каждый день просрочки выдачи отказа в восстановительном ремонте.
По мнению страховщиков, воспользоваться натуральным возмещением в ОСАГО вместо выплат могут не более 30% автомобилистов.
Во-первых, это связано с тем, что больше половины автомобилей в России старше 10 лет. Найти новые запчасти на такие транспортные средства, тем более за 30 дней, — невозможно.
Во-вторых, страховым компаниям очень трудно уложиться в критерии удалённости станций технического обслуживания.
Страховая компания, которая не сможет соблюдать предъявляемые законом требования, будет предлагать потерпевшим либо более удалённые СТО и увеличенные сроки ремонта, либо выплаты деньгами.
Источник: https://www.bonus-malus.ru/osago/remont.html
Ремонт вместо денег
Подписанные с 28 апреля договоры ОСАГО будут работать по новым правилам. Теперь страховые компании будут возмещать ущерб преимущественно ремонтными работами. Что еще нужно знать о новых правилах ОСАГО?
Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»
С 28 апреля вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО).
Этот документ устанавливает приоритет так называемого натурального возмещения: теперь вместо денежных выплат страховщики в большинстве случаев будут обеспечивать ремонт автомобиля потерпевшего за свой счет.
Правда, действие обновленного закона распространяется только на тех автовладельцев, которые подписали договор ОСАГО c 28 апреля.
https://youtube.com/watch?v=y1xLTlwRVEY
При этом, как пояснил 27 апреля Банк России, если у двух и более участников ДТП оформлены полисы как по старым, так и по новым правилам, то форма возмещения будет выбираться в зависимости от того, какой договор заключен со страховой компанией, выплачивающей компенсацию. Проще говоря, если у виновника аварии договор был заключен после 28 апреля, то пострадавшие могут рассчитывать на ремонт машины, а если до 28 апреля, то на денежное возмещение.
Ранее у автомобилистов, попавших в ДТП, была возможность выбрать формат возмещения — в виде денег или ремонтных работ, однако далеко не все страховщики предлагали оба варианта. По словам заместителя генерального директора «РЕСО-гарантии» Игоря Иванова, в среднем по стране более 20% автомобилистов выбирали натуральное возмещение.
Опрошенные РБК представители индустрии и эксперты сходятся во мнении, что поправки в закон были приняты ради борьбы с недобросовестными юристами.
«Чаще всего эти автоюристы скупают права требования пострадавших к страховым компаниям и самостоятельно подают в суд», — рассказывает управляющий директор по рейтингам страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.
После этого они добиваются от страховщиков оплаты судебных издержек, услуг адвоката и различных штрафов и компенсаций. При этом автовладельцы от судов ничего не выигрывали, а страховщики, наоборот, теряли сильнее, чем должны были.
Представители страховой индустрии отмечают массовый характер таких судебных разбирательств, что создает финансовые проблемы для отрасли.
Еще в марте Российский союз автостраховщиков отметил, что доля судебных выплат в 2011 году составляла 15%, а в 2016 году превысила 50%.
Особенно проблемными регионами считаются Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области. «Эти поправки позволят выжить рынку автострахования», — считает Алексей Янин.
Что изменилось для автовладельца
Процедура обращения за возмещением осталась прежней. Автовладелец, попавший в ДТП, должен позвонить или написать в компанию, в которой он приобрел ОСАГО.
Страховщик обязан в течение 14 дней выдать потерпевшему направление на ремонт, рассказывает официальный представитель «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.
При этом страховая компания должна отправить автомобиль на ремонт в станцию техобслуживания не более чем в 50 км от места ДТП или дома потерпевшего. Если подходящих мастерских в радиусе 50 км не окажется, автовладелец имеет право получить денежную выплату.
«Предварительно страховая компания обязана заключить со станцией техобслуживания годовой договор, в котором ремонтники подтверждают работу по ценам и методикам Российского союза автостраховщиков», — рассказывает замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.
Особых критериев, помимо расстояния мастерской от места ДТП или дома потерпевшего, в законе не прописано.
При этом клиент вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня, а страховщик, в свою очередь, обязан организовать транспортировку до нужной мастерской или выплатить страховку деньгами.
Ответственность за ремонт несет сам страховщик, а уже перед ним отвечает станция техобслуживания, уточняет адвокат Вадим Рождественский. Поэтому, согласно новому закону, клиент не должен вступать в споры с ремонтником — со всеми претензиями он будет обращаться к своему страховщику.
При наличии претензий к качеству ремонта клиенту придется направлять жалобу страховщику, который должен будет обратиться к независимым оценщикам, уточняет Рождественский.
По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, некачественный ремонт будет обозначать для страховщиков возможные репутационные или даже финансовые потери (если потерпевший подаст на страховую компанию в суд), так что в их интересах обеспечить хороший уровень ремонтных работ.
Каким должен быть ремонт
Согласно поправкам к закону, ремонтники обязаны использовать для починки автомобиля только новые детали, не учитывая степень его износа. Если новые детали для автомобиля, нуждающегося в ремонте, недоступны, страховщик вправе предложить автомастерской использовать старые детали.
Конечное решение при этом остается за потерпевшим. В законе не оговаривается, кто именно должен быть производителем этих деталей, но если машине меньше двух лет, то мастерская, в которую ее направят на ремонт, должна быть авторизованной производителем авто.
То есть если ремонтируется автомобиль марки Ford, то его должны направить в автосервис с сертификатом компании Ford.
Ремонтник обязан завершить работы над автомобилем за 30 суток. При нарушении сроков ремонтных работ страховщика будут ждать штрафы. В частности, страховая компания должна будет выплатить клиенту компенсацию в 0,5% страхового возмещения за каждый пропущенный день.
Также, если прогнозируемая длительность ремонта — не в заявленный срок, клиент имеет право получить деньги. Гарантия на работу отремонтированных частей составляет полгода, на покраску автомобиля — год.
Согласно поправкам, претензии по гарантии клиент предъявляет своему страховщику.
А что с деньгами?
Впрочем, эти поправки не означают, что клиент больше не сможет получать денежные выплаты: в документе приведен перечень исключений.
Потребитель имеет право на гарантированную денежную выплату, если автомобиль не подлежит ремонту; потерпевший получил средние или тяжелые травмы; страховку получают родственники погибшего в ДТП; потерпевший является инвалидом; ремонт оценен дороже максимальной выплаты (400 тыс. руб.).
Также потерпевший имеет право договориться со страховой компанией о выплате денежных средств без опоры на перечень исключений. В таких случаях решение остается за страховщиком.
Юрий Нехайчук, впрочем, заявил, что его компания намерена оставить вопрос формата страховой выплаты (деньгами или ремонтом) на усмотрение клиента.
В свою очередь, директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников отмечает, что в каждом конкретном случае решение будет приниматься индивидуально.
Подводные камни
Поправки не решают ряд проблем, связанных с ОСАГО, считает Вадим Рождественский. «Они заменили одну проблему на другую. Если раньше были споры о размере выплат, то теперь будут споры о качестве ремонта», — поясняет он.
Юрист добавляет, что если раньше у клиента была гарантированная возможность доплатить за лучший сервис, то теперь все зависит от решения страховщика.
«Возможно, в ближайшие полгода сложится судебная практика в рамках урегулирования», — заключает эксперт.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин склонен считать, что новый закон снизит популярность ОСАГО.
«После всех неминуемых проблем с качеством ремонта и сроками люди будут возмущаться этому виду навязанного страхования», — рассказывает Янин.
Частично депутаты смягчили пожелания страхового лобби: например, ввели в закон пункт о новых запчастях и игнорировании изношенности автомобиля, отмечает эксперт.
Также остается открытым вопрос о росте тарифов ОСАГО. «Когда рассчитывалась стоимость тарифов ОСАГО, страховщики не учитывали ремонт новыми запчастями без учета износа.
Следовательно, тарифы будут неизбежно расти», — считает Иванов из «РЕСО-гарантии». С его словами, впрочем, не соглашается директор департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук.
В своем комментарии РБК он отметил, что пока поднимать тарифы компаниям не потребуется, но ЦБ будет внимательно следить за ситуацией.
Источник: https://www.rbc.ru/money/28/04/2017/590338839a7947b2aeb46d6e
Закон о натуральном возмещении ОСАГО вступил в силу
С 28 апреля в России вступил в силу закон о натуральном возмещении ОСАГО, который устанавливает приоритет восстановительного ремонта поврежденного транспорта над страховой выплатой. Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс разъяснил нововведения.
Так, на новые договоры, которые заключены с 29 апреля, автовладелец будет получать от страховщиков отремонтированный автомобиль вместо денежного возмещения. Такая процедура действует в КАСКО. По договорам, которые были заключены раньше, натуральное возмещение возможно лишь по договоренности страховщика и владельца транспорта.
Теперь при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение страховщик должен предложить список станций техобслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры. При этом по закону расстояние до СТО от места ДТП или от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять не более 50 км.
Авто должны привести в порядок в течение 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будут взимать штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Закон обязывает использовать только новые детали, но поставки запчастей в регионы может занять большое время, соответственно в срок уложиться сложно. Из этой схемы практически выпадают праворульные автомобили.
Гарантийный срок на ремонт составляет полгода, а на кузовные и лакокрасочные работы — год. При этом машины не старше двух лет, которые еще на гарантии, должны ремонтироваться в тех СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.
— Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами, — заявил Игорь Юргенс. — Но прежде чем принять решение, нужно хорошо подумать.
Например, станция может находиться на расстоянии не 50, а 60 км от автовладельца. Разница небольшая, при этом в случае денежной выплаты будет учитываться износ, поэтому она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме.
По нашим оценкам, при денежном возмещении доплата за износ может составлять до 38%.
Впрочем, автовладелец может предложить и свою станцию, но этот вопрос нужно согласовать со страховщиком.
Кстати, в договор ОСАГО можно будет вносить изменения.
— У страховщика может не быть договора с подходящей потребителю станцией в момент оформления полиса, но через пару месяцев стоит поинтересоваться, включила ли компания удобную для вас станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести изменения в свой договор ОСАГО, — пояснил Юргенс.
Но приоритет восстановительного ремонта действует не всегда. Исключения: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тысяч рублей).
Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов. Но если тот договорится со страховой компанией, то может получить и натуральное возмещение.
Если автовладельца не устроили результаты ремонта, то он может обратиться к страховщику с соответствующим заявлением.
— СТО заинтересованы в работе по схеме натурального возмещения, так как страховые компании обеспечат им стабильный поток клиентов, — говорит президент РСА. — В их же интересах проводить работу качественно и в срок, так как в случае неудовлетворительной работы страховщик расторгнет договор со станцией.
Напомним, с этого года страховые компании обязали оформлять электронные полисы ОСАГО.
Источник: https://opennov.ru/news/38675-zakon-o-naturalnom-vozmeshchenii-osago-vstupil-v-silu